Финскре реваншисты в лице "Карельского союза" и ряда других политических сил требуют возвращения Финляндии территории Карелии и части Мурманской области (см. Великая Финляндия)Ю В прессе все настойчивей говорится о необходимости пересмотра существующих границ и приведении их в соответствие с Тартуским договором 1920 г. (по которому Финляндия имела Карельский перешеек, некоторые районы современной Карелии и выход к Северному Ледовитому океану - район Петсамо/Печенга).
Граница Российской Федерации с Эстонской Республикой
Территория Эстонии по Приложению I к статье III Мирного Договора между РСФСР и Эстонией и современная территория.
На границе с Эстонией объектами притязаний Таллинна являются: 1) территории на восточном берегу р.Нарва Кингисеппского района Ленинградской обл. общей площадью 0,8 тыс кв. км (бывшие волости Выска, Добручин, Горск и Нарва, вошедшие в состав Ленинградской обл. в 1944 г.), 2) Печорский район Псковской обл. общей площадью 1,5 тыс. кв. км (бывшие волости Петсери/Печора, Слобода, Паниково и часть волости Избара/Изборск, все были в составе Петсеримаского уезда ЭР, были включены в состав Псковской обл. в 1944 г.).
Граница Российской Федерации с Латвийской Республикой
Территория Латвии в 1920-1944 годах.
Латвия декларацией Сейма от 22.08.1996 г. предъявила претензии на территорию Пыталовского и Палкинского районов Псковской области. Это бывшие Вышгородская, Кочановская и Толковская волости (общей площадью 1,6 тыс. кв. км.), находившиеся в период 1920-40 гг. в составе Латвии, а затем вошедшие в состав РСФСР.
Верховный Совет ЛР своим постановлением 22.01.1992 г. не только признал антиконституционным Указ Президиума ВС СССР от 23.08.1944 г. "Об образовании Псковской области в составе РСФСР", но и заявил, что граница ЛР и РФ юрически все еще определяется ст. 3 двустороннего мирного договора от 11.08.1920 г. Постановление ВС ЛР вступило в силу с момента его принятия.
Граница Российской Федерации с Литовской Республикой
Литва, по официальным заверениям не имеет территориальных претензий к РФ, но периодически отмечаются жесткие разногласия в вопросах определения прохождения границы в районе оз. Виштинец/Виштитис, на Куршской косе и в районе г. Советска. Определенные политические круги Литвы обосновывают литовскую принадлежность нынешней Калининградской области (См. также Великая Германия)
Граница Российской Федерации с Республикой Польша
Небольшая протяженность границы России с Польшой в районе Калининграда, особый характер польской территории на ее Северо-Востоке предопределяют отсутствие существенных споров о линии границы.
Граница Российской Федерации с Республикой Казахстан
Россия и Казахстан спорят по поводу нефтеносного участка "Северный" в Каспийском море. Cм. также Каспийское море.
Проблема каспийского шельфа до сих пор не урегулирована. Казахстан настаивает, что права на большую часть участка "Северный" принадлежат ему. И уверяет, что буровая "Астра" находится на его территории.
Еще в бытность Ельцина Президентом России, Назарбаев всяческими способами пытался документально оформить принадлежность спорных участков Казахстану.
Сегодня Казахстан прибегает к другим способам, чтобы завладеть спорными территориями: в дельте Волги насыпается искусственный остров, чтобы отодвинуть границу в сторону России. Если Казахстану удастся провести границу по этому острову, "Северный" перейдет ему. Но нефтяная компания ЛУКОЙЛ, не дожидаясь, пока спор по шельфу будет разрешен на государственном уровне, уже потратила $200 млн и пробурила на спорной территории скважину. По оценкам, на "Северном" находится около 300 млн т нефти. Теперь ЛУКОЙЛ планирует потратить $6-7 млрд, чтобы в течение пяти лет подготовить участок для промышленной эксплуатации. Тогда можно будет приглашать крупнейшие международные нефтяные компании.
Граница Российской Федерации с Китайской Народной Республикой
См. также Великий Китай
К сожалению, прецедент о пересмотре постсоветских границ возник едва ли не сразу после распада единого Союза в лице российско-китайских соглашений июля-сентября 1992 года, по которым Россия передала Китаю примерно 600 островов на реках Амур и Уссури, а также 10 кв.км. сухопутной территории. Еще полторы тысячи гектаров земли в Приморье потеряла Россия по демаркации границы в ноябре 1995-го года, правда, что-то получив взамен, но возникает вопрос - зачем России вообще нужен подобный территориальный обмен. Наверное не от хорошей жизни столь "демократическое" и "либеральное" Российское правительство всячески замалчивало в средствах массовой информации сам ход и итоги переговоров лета-осени 1992 года. Любопытно, что и после означенной демаркации границы специальный представитель китайского МИДа У Цзяньминь заявил на брифинге, что хотя большинство участков границы уже определены соответствующими соглашениями, принадлежность ряда островов и некоторых других территорий пока не установлена и стороны условились продолжить переговоры по этой проблеме.
Подобная позиция была закреплена в итоговых документах памятного визита Б.Ельцина в Пекин (декабрь 1992 г.). 12-я статья принятой совместной декларации гласила буквально следующее: "Стороны продолжат переговоры по еще не согласованным участкам границы между РФ и КНР на основе договоров о нынешней российско-китайской границе согласно общепринятым нормам международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости с тем, чтобы справедливо и рационально разрешить пограничные вопросы”. Но менее чем через два месяца китайская позиция неожиданно меняется - тот же У Цзяньминь на очередном брифинге 4 февраля 1993 года ссылаясь на закрытое выступление Дэн Сяопина о союзе с Россией, дал понять, что территориальных проблем между двумя странами больше не существует
Соглашением 1992 г. определено прохождение границы на всем протяжении ее Восточной части, за исключением островов Тарабаров и Большой Уссурийский в р-не г. Хабаровска, а также о. Большой на р. Аргунь, по которым, согласно ст. 3 Соглашения 1991 г., Стороны согласились продолжать переговоры в дальнейшем.
Острова Б. Уссурийский и Тарабаров имеют протяженность 30 км., общую площадь 337 кв. км., о. Большой на р. Аргунь - протяженность 28 км., площадь 58 кв. км. Дума ратифицировала и Договор 1994 г. по Западному участку российско-китайской границы.
Район Маньчжурия-Забайкальск, спорный по китайским картам. Фактически и юридически - российский.
Район острова Большой Уссурийский (по-китайски Хэйсяцзи Дао), спорный по китайским картам. Фактически и юридически - российский.
Российские территориальные приобретения у Китая в XIX веке.
Граница Российской Федерации с Монгольской Республикой
Ряд общественно-политических организаций Монголии выдвигает требования о пересмотре договоров о границе с бывшим СССР, передачи Монголии части территории Тывы. Высказываются претензии и на 121 кв. км. территории Бурятии, распространяются идеи "воссоединения" в "единых исторических границах" с образованием Великой Монголии.