Остров Змеиный имеет спорный статус - остров или скала - что постоянно омрачает жизнь дипломатам обеих стран.
Различия в подходах Киева и Бухареста к тексту договора о режиме государственной границы, как и разногласия по статусу острова Змеиный, - только верхушка скалы украинско-румынских противоречий, основанием которой служат настроения в румынском обществе. Там до сего времени бытует мнение, что Украина не вправе владеть Буковиной - исконной румынской территорией - и живет надежда возвратить земли, которых Румыния лишилась после Второй мировой войны. Общественные настроения не могут не влиять на румынский МИД.
Украинские дипломаты, комментируя позицию своих румынских коллег на переговорах, говорят, что те хотят модифицировать линию границы. При этом румыны на словах признают ее нерушимость, а на практике руководствуются таким принципом: заложить в договоре о режиме государственной границы идеи, которые в будущем будут способны "расшатать" его и позволят претендовать на часть территории Украины. (Киев же заинтересован в том, чтобы сохранить статус кво.)
Сегодня стороны практически не ведут разговор об обращении в международный суд. К нему Киев и Бухарест, согласно подписанным документам, имеют право обратиться лишь только после заключения договора о режиме государственной границы, либо в случае, когда одна из сторон обоснованно обвинит другую в срыве переговорного процесса.
Сегодня Киев напрочь отметает возможность обращения в международный суд по своей инициативе и делает все возможное, чтобы не дать повод для обвинений в срыве переговоров. По мнению экспертов, на сегодняшний день в международный суд не стремится обращаться и Бухарест, поскольку перед Румынией маячит перспектива членства в НАТО и Европейском Союзе. А эти организации нисколько не заинтересованы в том, чтобы принимать в свои ряды страну, имеющую неурегулированные территориальные проблемы с соседями.
И тем не менее, обращение в международный суд, при всей гипотетичности такого варианта развития событий, для румынских дипломатов и, более всего, политиков - палочка-выручалочка, позволяющая им сохранить лицо внутри своей страны. И поводом к международному разбирательству может стать Змеиный. Его статус острова, пригодного для проживания и использования в народнохозяйственных целях (а именно эту точку зрения отстаивает Киев), вызывает сомнения у Бухареста, полагающего, что Змеиный - скала, непригодная ни для проживания, ни для ведения сельского хозяйства.
Спор не стоил бы и выеденного яйца, если бы не положение международного права, предусматривающего, что остров имеет право на территориальные воды и континентальный шельф. А это, в свою очередь, определит прохождение экономической зоны Украины. Поскольку Змеиный находится вблизи берегов Румынии, то его континентальный шельф пересекается с румынским, что не устраивает Бухарест. Предлагаемые Киевом компромиссные решения (например, совместное использование спорных территорий) в силу ряда причин пока не находит поддержки в Бухаресте.
Рассуждая о международном суде, украинские эксперты говорят, что Украине не стоит его бояться, поскольку решение будет в пользу Киева. "Наша позиция выигрышная в любом суде", - таково мнение на Михайловской площади. Но если вердикт суда будет не в пользу Украины, что маловероятно, как считают украинские эксперты, то Киев имеет все формальные основания для того, чтобы проигнорировать это решение и не выполнить его: украинское законодательство позволяет трактовать приговор международного суда как носящий рекомендательный характер. Если проводить параллели, то его вердикт будет иметь такую же силу, как и решения Венецианской комиссии.
В Украине такого пессимистического сценария развития событий хотели бы избежать. Прежде всего потому, что тогда Киеву не уйти от международных санкций. И кроме того, это будет означать психологическую победу румын: после подобного решения международного суда будет весьма непросто вести переговоры в обстановке испорченных двухсторонних отношений.